Состояние тормозной системы и ее составляющих напрямую влияет на уровень безопасности. Поэтому автовладельцам рекомендуется регулярно самостоятельно проверять нормальное функционирование элементов. Одним из ключевых аспектов считается своевременная замена тормозных колодок. В данной статье расскажем, на что обращать внимание, как определить степень износа. Но самым важным моментом является пошаговая инструкция по смене изношенных деталей собственными руками. Надеемся, что представленная информация поможет полностью разобраться в вопросе.
Колодки представляют собой один из важнейших элементов в транспортном средстве и в частности, в тормозной системе. Считается, что именно они подвержены износу больше всего. По этой причине их относят к расходному материалу, который требует оперативных действий со стороны автомобилиста. В противном случае повышается вероятность аварийной ситуации.
Они представляют собой сменные пластины, выполненные из металла. На деталях устанавливаются фрикционные накладки. Такая общая конструкция позволяет осуществлять замедление или полную остановку транспортного средства.
Особое внимание уделяется фрикционным накладкам. Они имеют непосредственный контакт с диском, расположенным в тормозной системе. Составляющую производят из фрикционной смеси, качество которой напрямую влияет на свойства колодок. Благодаря правильно подобранному варианту зависит долговечность и эффективность функционирования элемента.
Производство смеси у каждого изготовителя считается коммерческой тайной, так как компании постоянно занимаются разработками собственных уникальных составов, технологий составления. При этом общими компонентами считаются разнообразные волокна, металл, смолы, керамика или каучук. Если она будет слишком твердой, то будет оказывать отрицательное воздействие на диск или барабан, что снижает качество торможения. Мягкая накладка становится причиной хорошего торможения, но при этом период необходимости замены ускоряется. Поэтому компании постоянно находятся в поисках сбалансированного состава. Комбинация перечисленных материалов напрямую влияет на следующие показатели автотранспортного средства:
Учитывая перечисленные аспекты, можно сделать вывод, как важно внимательно учитывать особенности каждой составляющей тормозной системы.
Далее рассмотрим, из каких составляющих собирают данный механизм. Основными компонентами считаются:
Перечислены основные части. Размеры и итоговая форма отличается в зависимости от марки автомобиля. При этом сейчас производители постоянно усовершенствуют конструкцию. Например, используются противоскрипные пластины. Они позволяют минимизировать уровень шума при выполнении торможения.
Часто можно встретить механический датчик износа. Он выглядит как небольшая скоба, установленная сбоку от фрикционной накладки. Обычно конец устройства выходит за основание, поэтому при износе скоба соприкасается с диском, что становится причиной крайне неприятного писка. Таким образом, водитель понимает, что пора задуматься о замене.
К более усовершенствованному варианту причисляют электрический датчик. Принцип действий сходится, но заместо пластины монтируется токопроводящий прибор. Благодаря этому на приборной панели загорается соответствующий сигнал.
Удерживание прибора в соответствующем положении выполняется с помощью специальных пружин или фиксаторов. В зависимости от модели устройства они могут быть представлены отдельно, так и зафиксированы на поверхности.
Принцип действия тормозной системы напрямую зависит от установленной разновидности – делят на группы барабанных и дисковых. Изначально рассмотрим особенности работы последних. Они устанавливаются по двум сторонам дисков. При нажатии педали тормоза в магистрали формируется давление, за счет чего цилиндры начинают создавать прижим колодок к диску. Этот процесс и становится причиной замедления.
При монтаже барабанных колодок следует учитывать, что они располагаются внутри барабана. В этом случае цилиндры начинают «распирать» их от центра. После этого выполняется прижимание колодок к внутренней поверхности, что вызывает торможение.
Считается, что дисковые обладают большей эффективностью, нежели барабанные. Также сейчас используется еще один вариант – рекуперативное торможение. Оно активно эксплуатируется на электромобилях и гибридах. В этом случае трение колодок вызывает преобразование кинетической энергии в тепловую. Далее осуществляется режим рекупертации, то есть электродвигатели начинают функционировать как генераторы.
Отдельно выделяют разновидности конструкции, учитывая материал производства фрикционных накладок:
Далее рассмотрим их свойства по отдельности.
Производство предусматривает включение 50% волокон стали, которые имеют небольшую толщину. Благодаря этому они прекрасно сопротивляются перегреву, сохраняют необходимые функции при воздействии влаги. Этот момент является и дополнительным минусом, ведь при холодной температуре воздуха они способны быстро изнашивать тормозные диски. Из-за оксида железа на поверхности должен появляться черный налет. Данный вариант считается оптимальным, потому что обеспечивает результативность торможения и гарантируют хороший уровень надежности при эксплуатации.
В этом случае стальной компонент составляет всего 20-30% от общего числа, остальное предусматривают органику. Часто подобный вариант называют безасбестовой органикой. Существенным отличием от полуметаллических считается температурный режим работы. По достижении 400 °С показатели трения снижаются, но при этом сохраняются свойства стабильности. В целом, для легкового коммерческого автотранспорта подходит.
Сейчас на рынке считаются самыми современными моделями. Изначально они разрабатывались для спорткаров, поэтому среди свойств гарантируется долговечность, слабые параметры износа диска, а также отличные показатели эффективности.
Дополнительным аспектом считается отсутствие черного налета. Это обусловлено тем, что в составе крайне маленький процент стали. При эксплуатации стоит учитывать, что воздействие влаги способно немного ухудшить процесс использования. Их часто выбирают, если не нравится черный налет. Специалисты рекомендуют обратить внимание на эти модели владельцам тяжелых кроссоверов и хэтчбеков.
Фрикционная смесь предусматривает исключительно натуральные ингредиенты, такие как смолы и волокна. При этом содержание стали даже меньше, нежели в низкометаллических. По тестам они предполагают достаточно быстрый срок износа, но при этом щадяще относятся к дискам. Данные варианты рекомендованы к установке в государствах, в которых установлены жесткие экологические стандарты.
Обратите внимание, что представленная классификация по составу фрикционной смеси считается крайне условной. Опытные автомобилисты и специалисты знают, что идеально подобрать элементы просто невозможно, поэтому каждый осуществляет выбор, учитывая особенности эксплуатации, вид транспортного средства.
Постепенная потеря свойств колодок считается естественным и нормальным процессом, к которому просто нужно быть готовым. При этом выделяют некоторые моменты, которые способны сократить период эксплуатации:
Необходимо учитывать указанные моменты, чтобы при желании скорректировать эти аспекты. Внимательное отношение к эксплуатации авто не просто пожелание, а необходимость для собственной безопасности.
Характерными признаками неисправности считаются следующие моменты:
Важно! Строго не рекомендуется игнорировать перечисленные аспекты. Напоминаем, что такой подход опасен для безопасности и жизни водителя, пассажиров. Повышается вероятность аварийной ситуации, что также несет опасность для других участников дорожного движения.
Опытные автомобилисты и специалисты советуют изначально рассматривать визуальное состояние устройства. Если внешне оно находится в хорошем состоянии (не разваливается и имеет достаточную толщину), то можно отложить проведение мероприятий на некоторое время. В некоторых средствах передвижения установлен датчик, показывающий степень износа.
В целом, «продолжительность жизни» элементов зависит от качества производства и условий эксплуатации. Важно учитывать, что передвижение по городским дорогам изнашивает составляющие быстрее, нежели езда по загородным трассам. Это обусловлено необходимостью постоянно тормозить и снова разгоняться в условиях пробок.
Установленная рекомендация для замены дисковых тормозов – от 20 до 50 тысяч километров. Если эксплуатируются барабанные, то от 80 до 120 тысяч километров.
Регулярное прохождение ТО также помогает получить достоверные сведения о состоянии узла.
Некоторые компании-производители предлагают воспользоваться несложным и понятным решением, которое позволяет выполнить оценку износа. В этом случае роль индикатора выполняет прорезь в накладке. Если этот промежуток остается, то пока проводить мероприятия не требуется. Но как только прорезь исчезает, то требуется задуматься о покупке новых комплектующих.
Автоспециалисты точно знают, как понять, что требуется смена комплектующих. К подобным ситуациям относят следующие моменты:
Поэтому требуется сначала внимательно оценить качество комплектующей при визуальном осмотре.
Существует минимально допустимый износ колодок – 2-3 мм остаточного фрикционного материала. Часто автомобилисты считают этот показатель недостаточным и продолжают эксплуатацию авто, но так делать не рекомендуется по нескольким причинам:
Поэтому рекомендуется регулярно проводить проверку работоспособности составляющих, которые напрямую влияют не только на эффективность езды, но и на безопасность.
При изучении маркировок необходимо учитывать, что единого правила и стандарта нет. У различных производителей существуют собственные нормы составления. При этом выделяют общие нормативы, которых придерживаются большинство компаний:
Далее рассмотрим аспекты подбора новых составляющих. Самым лучшим вариантом считается покупка по VIN-номеру или оригинальному номеру запчасти. Известные производители даже составляют собственные каталоги, в которых по сведениям можно подобрать оптимальную модель. Не стоит удивляться, что некоторые подходят для различных авто, это обусловлено тем, что разработка выполняется специализированными фирмами, но при этом с учетом характеристики различных моделей.
Важно, доверять только проверенным поставщикам, которые могут предоставить гарантийные условия на товар. При покупке внимательно осматривайте деталь. На ней ни в коем случае не должно быть сколов, трещин, вмятин или других дефектов. Подобные механизмы нужно возвращать обратно. Устанавливать их в транспортное средство нельзя. Оригинальные запчасти приходят в коробках, они хорошо упакованы. Есть гарантийные талоны, иногда фирменные бирки. Обращайте на это внимание.
Если есть сомнения в выборе, то можете обратиться к консультанту. Сообщите специалисту марку, модель, VIN-номер и год выпуска. Специалист внимательно ознакомиться с характеристиками, габаритами и предложит оптимальные варианты с учетом запроса покупателя.
Также при выборе можно учитывать цветовую градацию фрикционных пластин:
Итоговая стоимость не должна быть слишком низкой. «Дешевка» должна насторожить покупателя, ведь это может быть ужасная подделка. Заранее изучить текущие предложения в интернете или в магазинах, чтобы не нарваться на обман. Напоминаем, что низкокачественные запчасти приводят к преждевременному износу важнейших узлов. Такая «экономия» станет причиной дополнительных денежных затрат, потому что ремонт крупных составляющих стоит гораздо больше, нежели покупка правильных расходников.
Важно! От правильного выбора запчастей зависит качество езды и безопасность водителя и пассажиров. Поэтому рекомендуется покупать исключительно в проверенных магазинах.
При покупке рекомендуется внимательно осмотреть деталь:
При сложностях в выборе или первой покупке рекомендуется воспользоваться помощью специалистов. Такой подход поможет избежать пустой траты времени и денег.
Изначально необходимо узнать, как найти в своем автомобиле колодки. Часто такой вопрос возникает у автомобилистов, которые впервые решили выполнить процедуру самостоятельно. В этом случае необходимо учитывать, какая разновидность устройств установлена. Дисковые располагаются в суппорте, барабанные размещаются непосредственно внутри барабана. Чтобы полностью увидеть составляющие, необходимо заранее снять суппорт или барабан, в зависимости от вида.
Важно! Замена должна осуществляться только комплектом на передних или на задних колесах. Строго не рекомендуется оставлять одну составляющую более изношенной, а другую менять. В противном случае вы самостоятельно повышаете вероятность неравномерного воздействия на тормозную систему.
Предварительно нужно подготовить необходимый инструментарий, чтобы потом сразу проводить работы без дополнительных трудностей. К перечню инструментов относятся:
Обычно перечисленный набор необходимо покупать, если до этого самостоятельные мероприятия по смене колодок не проводились.
К сожалению, данный пункт крайне часто пропускают при решении собственными силами провести работы. Но это может быть опасно не только для здоровья, но и для жизни. Предлагаем ознакомиться с важными пунктами требований безопасности:
Отдельно предлагаем рассмотреть технику безопасности, которую необходимо соблюдать при подъеме авто с помощью домкрата:
Соблюдая перечисленные несложные действия, вы сможете без вреда для своего здоровья и состояния средства передвижения провести установленный алгоритм.
Важно! Не стоит игнорировать указанные моменты, это может нанести непоправимый вред здоровью.
Изначально мы предлагаем ознакомиться с пошаговыми действиями для безопасного подъема автотранспортного средства с помощью домкрата:
Далее будем рассматривать особенности замены, учитывая тип колодок.
Мы уже указывали, что в этом случае элементы располагаются в суппорте. Можно придерживаться следующего плана действий:
Далее необходимо проделать вышеуказанные действия с другой стороны. Сразу автоэксперты советуют внимательно осматривать прокладки, шланги и диски. Благодаря этому можно своевременно заметить ключевые признаки неисправности.
В подобной ситуации составляющие находятся непосредственно в барабане, что необходимо обязательно учитывать. При выполнении этих действий можно придерживаться следующего порядка мероприятий:
В целом, соблюдая перечисленные аспекты можно справиться с процедурой самостоятельно.
Если действия были выполнены корректно, то дополнительных трудностей возникнуть не должно. При этом насторожить должны определенные моменты:
К основным причинам, почему не работает новая запчасть после остановки можно отнести:
Если вы заметили хотя бы один из вышеперечисленных нюансов, то необходимо срочно обратиться в специализированный сервисный центр. Напоминаем, что состояние узлов напрямую влияет не только на управляемость, но и на безопасность. Поэтому важно сразу при появлении нехарактерных аспектов обращаться за помощью.
В завершении предлагаем ознакомиться с несложными правилами, которые помогут избежать преждевременного завершения периода эксплуатации комплектующих:
Соблюдая перечисленные, несложные действия, можно немного продлить общий период эксплуатации устройств. При этом итоговая скорость во многом зависит не только от стиля вождения, сколько от общего состояния машины. Поэтому опытные автомобилисты советуют регулярно проходить ТО и самостоятельно проверять работоспособность важных узлов.
Итак, самостоятельная замена тормозных колодок – процесс, который требует внимательности от автомобилиста. Заранее рекомендуется приобрести необходимые инструменты и новые устройства. Обязательно соблюдайте технику безопасности. Обычно сложности возникают в первый раз, в последующие случаи водитель становится более опытным, поэтому процесс проходит по установленному алгоритму без дополнительных проблем.