Замена моторного масла в транспортном средстве относится к ряду регулярных процедур. По степени сложности операция относится к легким или средним, поэтому с ней справятся как опытные, так и начинающие водители. Но несмотря на легкость замены, все-таки необходимо знать определенные нюансы, как выбрать новое масло, где располагается бак. Как слить старое масло перед осуществлением замены. Об этом и многом другом читайте большой гид-инструкцию.
Моторное масло представляет собой специальную химическую жидкость. Она выполняет функцию смазки механизмов двигателя внутреннего сгорания, а также:
Практически все смазочные масла содержат ингибиторы коррозии и окисления, поэтому способны снизить скорость разрушения металла при активной работе. При правильном выборе можно улучшить работу ДВС. При выборе некачественной смазки эффект будет обратным, поэтому необходимо отдавать предпочтение проверенным маркам с проверенными формулами.
По составу производятся из углеводородов на нефтяной основе, полиальфаолефинов (ПАО) или их смесей в различных соотношениях. В зависимости от различных примесей различаются многие виды, по назначению.
Раньше было только три вида масел: автол, нигрол, солидол. Сейчас производители предоставляют огромное количество разновидностей.
В зависимости от главного ингредиента можно подразделить на три основные группы:
В ассортименте могут быть представлены различные присадки:
По сфере применения также разделяются смазки. Они различаются по типу моторов: на бензине, дизельные или турбированные.
Из-за того, что в дизеле больший контакт приходится на сажу и кислоты, образующиеся при сгорании солярки, то автовладельцам рекомендуется уделить внимание маслам с моющими, антиокислительными присадками. Так в дизеле рекомендуется чаще осуществлять замену, чем в других типах. Еще стоит обратить внимание на то, что они дополнительно имеют сажевые фильтры, в которые недопустимо попадание масла.
Турбированным ДВС лучше всего подходят синтетические типы. Это связано с тем, что подобные моторы предназначены для быстрой езды, на повышенных скоростях. Масло должно хорошо сохранять собственные свойства. Более того, смазка должна обладать охлаждающим эффектом, чтобы раскаленные подшипники турбомотора смогли выдержать огромные нагрузки.
Сейчас появляются и универсальные смазки, которые подходят для всех типов двигателей. Они даже не различаются по сезону. Подбор происходит с учетом всех характеристик автомобиля, в том числе его года выпуска.
Существует несколько явных признака, которые помогают понять, что пора задуматься о замене:
При этом важно обратить внимание, что масло должно не почернеть, а потемнеть со временем. Если оно буквально напоминает мазут, то эффективность его совершенно сошла на нет.
Черное моторное масло – непригодно для эксплуатации. Основными причинами его почернения являются следующие факторы:
Еще одной причиной выхода из строя является смешивание двух видов масел. Этого нельзя допускать, так как жидкость начинает расслаиваться. Химическая реакция может быть абсолютно непредсказуемой.
Обязательно необходимо знать следующие данные для подбора жидкости:
В руководстве по эксплуатации вашего транспортного средства обязательно должна быть информация о стандартах и допусках, по которым оно пригодно конкретно для этой марки авто. Если оно не входит в допуск, то по свойствам оно может не подойти.
Особенные допуски предъявляются следующими марками автомобилей: Mercedes-Benz, BMV, Lada, VAG, Toyota. У данных автопроизводителей масла имеют уникальный код или как он еще называется допуск. Производителям масла для мотора, чтобы напечатать этот код на упаковке необходимо пройти жесткое тестирование. Финальным этапом всех проверок становится получение сертификата соответствия. Если хотите сохранить хорошее состояние двигательной системы, то отдавайте предпочтение именно сертифицированным производителям.
При этом важно уметь отличить подделку от оригинала, чтобы не переплачивать и быть уверенным в качестве. Следуйте инструкции и сможете выбрать оригинальное масло:
Самое важное покупать в проверенных, лицензированных магазинах. На рынке подделки встречаются гораздо чаще. Официальные, брендированные интернет-магазины не могут себе позволить продавать некачественный товар.
Если вы не можете самостоятельно подобрать масло для замены, то можете воспользоваться услугами нашего специалиста. Для этого необходимо знать перечисленные данные о собственном транспортном средстве.
Согласно профилактическим мерам, моторное масло в транспортных средствах необходимо менять в течение 10-30 тысяч километров. Также замена должна проводиться в следующих случаях:
При этом замена данного расходника должна проводиться не реже, чем один раз в год. Также специалисты советуют менять жидкость после обкатки двигателя. Это необходимо, когда на новом авто все механизмы притираются, и происходит естественное уменьшение зазоров в подкапотном пространстве. Но в результате этой притирки начинает образовываться металлическая стружка, которая попадает в отсек с моторным маслом и может в дальнейшем ухудшить работу всех систем, в том числе мотора. Поэтому после обкатки рационально заменить масло с металлической стружкой на новое, чистое. Это увеличит срок эксплуатации транспортного средства.
Масло представляет собой горючее вещество, поэтому необходимо обязательно соблюдать следующие правила:
Эти простые правила помогут обезопасить автовладельца от чрезвычайных ситуаций.
Для начала необходимо подобрать удобное место, в котором будет проводиться замена. Желательно, чтобы это было закрытое помещение – гараж или специальная эстакада. На открытом дворе процедуру будет выполнить сложнее. Эстакады часто располагаются рядом с магистральными дорогами или гаражными кооперативами. В подобном помещении уже продуманы моменты, чтобы обеспечить доступ к днищу автомобиля и не запачкаться. На всякий случай лучше выбрать одежду, которую не жалко испачкать, а может быть в последствие и выбросить, так как масло не отстирывается.
Если у вас есть домкрат, то следуйте мерам предосторожности, чтобы машина не скатилась с него, пока человек находится под ней. Это очень опасно:
Важный момент: узнать, сколько жидкости нужно заливать в ДВС автомобиля. Эти сведения указаны в инструкции по использованию. Желательно приобрести масла с запасом на 1 литр больше. Дополнительно необходимо приобрести масляный фильтр, а также уплотнитель сливной пробки.
Необходимые инструменты для осуществления замены:
Последние два инструмента представляют собой набор профессионального мастера СТО. Если вы собираетесь постоянно самостоятельно заменять масло, то они вам пригодятся. Если вы не знаете, будете ли еще осуществлять данную процедуру, то приобретать их необязательно, потому что это достаточно дорогие инструменты и их сложно найти в магазинах.
Первоначально необходимо осуществить прогрев автомобиля до рабочего температурного режима в 85-95 градусов по Цельсию. Потом заглушите. Нужно дать постоять в течение 10-15 минут, чтобы слегка остыло. Многие специалисты советуют перед заменой масла проехать на автомобиле примерно 5-10 минут, тогда масло разогреется, а вся взвесь и частицы окажутся сверху, а не на дне. Процесс очистки произойдет лучше и быстрее. В течение 1-2 часов масло будет оставаться жидким, а затем снова станет вязким. Посмотрите на изображение, как меняется консистенция моторного масла в разогретом и остывшем виде.
Обратите внимание, что если делать замену холодного, непрогретого масла в двигателе, то много жидкости останется внутри, так как она будет вязкой. После отведенного времени ожидания, откройте крышку капота. Найдите сливную пробку. У каждой модели автомобиля она располагается по-разному. Перед тем, как откручивать подставьте тазик или канистру в 5 литров, чтобы быть готовым к сливу.
Наденьте перчатки для обеспечения безопасности при взаимодействии с химическими веществами. Аккуратно открутите сливную пробку, подсвечивая фонариком. Желательно не уронить ее в тазик, потому что потом придется ее искать. Когда почувствуете, что ход идет легче, то лучше начинайте вращать руками, чтобы пробка осталась в них. После отворота поток масла не заставит себя ждать. Отойдите на безопасное расстояние, так как масло может быть достаточно горячим. Это убережет от ожогов.
В начале оно пойдет мощно, будет выливаться струей. Затем станет меньше, превратится в тонкую струйку, затем начнет скапывать каплями. Когда появятся капли не спешите ставить пробку обратно. Пусть в течение 10-15 минут пробежит, так выйдет все, что нужно.
После того, как масло слито можно откручивать масляный фильтр. Он может быть сильно закручен, тогда возьмите кусочек абразивного материала, так руки не будут соскальзывать. Если есть съемник, то воспользуйтесь им. Пример данного инструмента предложен на фото. Так получится максимально аккуратно.
При необходимости оставшийся масляный осадок можно откачать при помощи гибкой трубки или большого шприца. Если масла у автовладельца с излишком, то небольшой частью можно дополнительно промыть, наливая его без закрытия сливного отверстия. Промывка возможна только маслом, не рекомендуется использовать какие-то другие жидкости, в том числе воду или агрессивные ПАВы. Масло будет выталкивать старый осадок, дно же заполнится новой жидкостью.
Обратите внимание на само масло, если оно просто темное и в нем отсутствуют такие фракции, как металлическая стружка или грязь, то можете сразу заливать новое. Если есть вкрапления, то необходимо промыть систему смазки двигателя, а также осуществить замену воздушного фильтра. Есть вероятность, что фильтр засорен, поэтому в масло начинают попадать различного рода фракции – пыль, грязь, осадки.
После всех перечисленных действий можно переходить непосредственно к самой процедуре замены масла.
После того, как масло полностью стечет необходимо подложить чистую тряпочку под масляный фильтр. В перчатках необходимо его открутить. Возможно, выльется небольшое количество жидкости, поэтому хорошо, если перчатки будут водонепроницаемые. Также необходимо подложить под это место емкость.
Штуцер для фильтра тщательно вытирается. Затем проводится нанесение небольшого количества силиконовой смазки или масла на уплотнитель из резины, что конкретно требуется лучше посмотреть в инструкции к новому масляному фильтру.
После этого проводится установка нового фильтра, далее он затягивается руками до упора. Необходимо перестать закручивать. По многим инструкциям закручивается на ¾ от полного оборота. До полного сопротивления закручивать не нужно.
Есть мнение, что необходимо залить моторное масло в фильтр, но это вредный совет. Улучшений в работе обычно не наблюдается, зато возможно появление воздушной пробки, которая будет мешать прокачивать смазочную жидкость. Двигатель будет работать на повышенных скоростях и в итоге приведет к износу.
Следующий шаг – закрыть сливную пробку. В начале подкладывается новый уплотнитель, он обязательно должен быть герметичен. Если старый уже пришел в негодность, то не стоит ставить его обратно. Он будет пропускать грязь и пыль, в масле начнут скапливаться фракции, увеличивающие кинетическую энергию. Это повлияет на состояние всей цилиндрово-поршневой группы. Далее необходимо аккуратно завернуть ее обратно. Не нужно тянуть с силой, так как можно свернуть резьбу картера. Достаточно закрутить до упора и слегка подтянуть рукой.
После закрытия сливной пробки можно приступать к заливу самого моторного масла. Вставляем воронку в заливной отсек. Берем канистру, как показано на изображении с пометкой «правильно» и начинаем заливать. Если брать канистру плашмя, горизонтально по отношению к полу, то масло не будет расплескиваться. Если же взять вертикально, то оно будет литься скачками.
Заливать нужно примерно половину канистры, около 4 литров. Далее используем щуп. Предварительно его стоит вытереть чистой, безворсовой тряпкой. Проводим замер уровня масла. Он должен находиться в среднем положении между минимальным и максимальным значением. Лучше, чтобы значение было ближе к максимальному, чтобы оно не закончилось. Переливать масла больше, чем требуется, впрок не нужно. Это также опасно для автомобиля, как и недостаток смазки.
Когда все работы завершены, то закрываем капот. Можно провести финальный запуск двигателя. На экране значок мигающей масленки обычно пропадает через 10 секунд после запуска. Необходимо сделать небольшую проверку и проехать на автомобиле минимальное расстояние.
Когда приедете спустя 10 минут после остановки ДВС рекомендуется вновь сделать замер масла. В этом состоянии оно максимально рабочее. Если проверять остывшее масло, то оно начинает связываться и показывает меньший результат, чем должен. Проверка должна проводиться на ровной поверхности, перекосы автомобиля гарантировано дают неверное значение.
После замены масла необходимо постоянно проводить визуальный осмотр подкапотного пространства. Желательно заглянуть под капот и проверить не выливается ли масло, также рекомендуется проверять уровень масла при помощи щупа.
Протечка выглядит следующим образом:
Проблема может произойти при негерметичности следующих механизмов:
Причину необходимо выявить и устранить, на неисправном авто поездки рекомендуется прекратить. Возможно, это произошло из-за износа уплотнительных резинок, тогда, чтобы исправить ситуацию необходимо провести их замену. Если же износился мотор, то это вызывает необходимость обратиться в профессиональное СТО.
Может начать гореть лампочка-индикатор давления масла, показывая, что уровень недостаточен. Если она, то горит, то гаснет, то скорее всего – это сбой, который возникает из-за перепада температур. Особенно это бывает, когда на улице слишком холодно и масло замерзает.
Обязательно при помощи щупа проверьте количество масла, а также уровень давления при помощи манометра. Показатель должен быть не менее 0,4 мПа. Если щуп показывает, что мало масло, то долейте.
Если же датчик все равно показывает недостаток масла, то причин может быть несколько:
Также причиной может стать забитый, загрязненный воздушный фильтр. Он может наполниться мусором, пылью, грязью. Загрязнения начнут попадать в масло, а оно будет забивать другие фильтры и насосы. Большая нагрузка будет перепадать на ДВС.
Да, если автомобиль находится на гарантии, то можно выполнить данную процедуру бесплатно. Если гарантийный срок завершился, то замена будет платной. В сервисном центре также могут осуществить замену масляного, воздушного, салонного фильтра. Также промывают двигательную систему. Этот комплексный подход подходит тем, кто хочет провести профилактику автомобиля или заметил сильные отклонения в работе цилиндро-поршневой группы.
Если у вас нет условий для проведения данной процедуры (отсутствие оборудования, инструмента, ровной поверхности, домкрата или хорошего укрепления), то лучше доверить замену моторного масла специалистам. При всей простоте процедуры она имеет много критериев по технике безопасности, если вы не уверены в том, что можете обеспечить условия, то лучше обратиться к профи.
Таким образом, моторное масло – это не просто расходник, это жизненно важный для нормальной работы автомобиля компонент. Он помогает смазывать двигательную систему, охлаждает, снижает образование коррозии на элементах. Перед заменой масла необходимо выбрать оптимальный вариант. Производители настоятельно рекомендуют выбирать продукцию по допуску, так можно избежать нагара и протечки жидкости, которую потом сложно устранить. Покупать подобные, дорогостоящие расходники необходимо в проверенных компаниях, чтобы избежать подделки.
Замена проводится при достижении срока или пробега от 10 до 30 тысяч километров,
в зависимости от силы нагрузки на ДВС и сезон. Обязательно нужно следовать технике безопасности, чтобы избежать ожогов, возгорания или снятия автомобиля с ручника на домкрате. Соблюдается разметка по уровню от минимального до максимального. Превышение уровня также не приветствуется, как и минимальное значение. Проводить замену возможно только на ровной поверхности с предварительной очисткой от старого масла. Смешивать два вида жидкостей категорически воспрещено. СТО также специализируются на замене, поэтому можно обратиться к ним.