При движении машины возникают колебания, которые бы доставляли множество неприятных моментов без установленного амортизатора. Благодаря этим комплектующим преодоление неровностей стало комфортным. Но эти детали оказывают влияние не только на уровень комфорта. В современном автомобиле все взаимосвязано, поэтому исправность отрицательно влияет на качество управляемости, уровень сцепления колес с дорогой и длину тормозного пути. Поэтому опытные автомобилисты и автоэксперты рекомендуют внимательно относиться ко всем составляющим подвески.
В данной статье мы рассмотрим особенности работы устройств. Мы предлагаем ознакомиться с пошаговой инструкцией по замене амортизаторов. Помимо этого, проанализируем возможные трудности и необходимый перечень инструментов. Надеемся, что представленная информация поможет разобраться в вопросе.
Амортизатор представляет собой специальное устройство, которое помогает эффективно и оперативно гасить появившиеся колебания. Слово переводится с французского «amortisseur» — поглотитель, выравниватель. Деталь устанавливается в подвеске, основной задачей которой является смягчение ударов, возникающих при осуществлении движения по неровностям. Чтобы указанная цель реализовывалась, в конструкции должны быть специальные эластичные элементы. Раньше в машинах эту функцию выполняли рессоры, состоящие из множества металлических листов, которые могли сгибаться под воздействием нагрузки. Подобное действие было способно частично гасить колебания, но все равно автотранспортные средства имели склонность к раскачке.
Со временем производители стали выпускать средства передвижения с усовершенствованными видами подвески – торсионные и пружинные. Подобные машины сильно раскачивались, что становилось причиной снижения уровня управляемости даже на ровном дорожном покрытии. При этом худшим исходом были серьезные «прыжки» авто, которые было абсолютно невозможно контролировать. Такая ситуация приводила к преждевременному разрушению ходовой части, в некоторых ситуациях даже отрывался кузов. Поэтому конструкторы стали разрабатывать амортизаторы.
Считается, что механическая разновидность была создана, еще когда в эксплуатации были рессорные подвески. Детали представляли собой составляющие из дисков, которые относительно друг друга выполняли скольжение, когда колесо выполняло вертикальное перемещение. Благодаря этому процессу кинетическая энергия превращалась в тепловую. Главным недостатком механических вариантов был скоротечный износ, при этом низкие показатели эффективности.
На смену им пришли гидравлические комплектующие. Считается, что они были изобретены примерно в 30-е годы прошлого столетия. Изначально они выглядели как колеса, имеющие лопасти, похожие на гребные колеса пароходов. Замедление раскачки кузова осуществлялось за счет того, что они вращались в масляной ванне. Они также имели значительные недостатки – конструкция стоила слишком дорого, при этом не была надежной.
После подобных экспериментов были созданы двухтрубные гидравлические амортизаторы, которые используются и сейчас. За основу создатели взяли рабочий цилиндр, который наполнялся маслом с определенной степенью вязкости. Внутри располагался поршень, имеющий соединение с длинным прутом из металла – штоком. Такая комбинация находится внутри другой трубы, которая выполняет роль корпуса.
Если обобщить, то ключевыми функциями амортизаторов в современной машине являются следующие моменты:
Помимо этого, составляющая позволяет продлить общий период эксплуатации ходовой части и важных узлов, так как обеспечивает надежную защиту от ударов при поездке на авто.
Считается, что амортизаторы имеют достаточно несложное устройство. В большинстве транспортных средств сейчас используются телескопические варианты, в которых основное внимание привлекает корпус. Он же выполняет функцию рабочего цилиндра, внутрь которого заливается масло. Также цилиндр предусматривает шток с поршнем, при этом именно масло обеспечивает гашение колебаний. Поршень включает набор дросселирующих и обратных клапанов, через которые осуществляется прокачка масляной жидкости при перемещении штока. Вязкость масла обеспечивает должное сопротивление движению поршня, что важно при определении жесткости всей конструкции. В некоторых вариантах также предусмотрена специальная полость с воздухом, что необходимо для компенсации объема жидкости в цилиндре. Она может иметь контакт с атмосферой или быть полностью герметичной.
Далее необходимо рассмотреть принцип работы такой важной составляющей. Обычно компоненты проходят определенный алгоритм действий:
Стоит учитывать, что вышеуказанный алгоритм действий достигается из-за нелинейности сопротивления элемента – обычно чем быстрее выполняет движение поршень, тем больше усилий требуется для его перемещения. Также стоит учитывать, показатели сопротивления на сжатие и отбой предполагают разные.
Каждый клапан предполагает собственные характеристики, что обеспечивает разную скорость перемещения штока. Прямые клапаны предусматривают определенные настройки, чтобы гарантировать свободное перемещение колеса при контакте с препятствиями. А обратные клапаны позволяют удерживать колеса от слишком сильного «отскока» при выпрямлении пружины.
Современные комплектующие разделяют на три основных группы:
Каждая разновидность имеет собственные характеристики, преимущества и недостатки, поэтому мы рассмотрим их в отдельном порядке.
Считаются самым простым вариантом, который предполагает наличие атмосферной компенсационной камеры. Она образуется с помощью второй, которая представляет собой трубу большую по диаметру. В нее устанавливается цилиндр с маслом. Внутренняя труба предусматривает наличие штока и поршня, который при сжатии выполняет перемещение вниз. В это время лишняя жидкость, которую успешно замещает шток, перемещается в пространство между внешней и внутренней трубой. В этом случае гашение колебаний кузовной части осуществляется исключительно за счет показателей вязкости масла.
К плюсам относятся:
При выборе также рекомендуется учитывать отрицательные моменты:
Учитывая все аспекты, конструкторы разработали следующий вариант.
Конструкция идентична предыдущему варианту, но во внешней трубе находится газ под небольшим давлением. В отличие от масла он имеет свойство сжиматься при движении стока. Подобное решение позволило исключить вспенивание масла. К достоинствам относят следующие моменты:
Рассмотрим минусы:
Учитывая перечисленные аспекты, были созданы другие элементы.
Состоит всего из одной трубы, которая одновременно выполняет функцию корпуса и рабочего цилиндра. Внутри также располагается поршень и клапаны, которые выполняют перекачку масла. Характерной особенностью считается наличие еще одного «плавающего» поршня. Он разделяет рабочую жидкость и газ под воздействием высокого давления.
Принцип действия заключается в том, что при сжатии подвески происходит смещение поршня вниз, при этом небольшое количество масла переходит в пространство над ним. Остатки жидкости начинают тоже смещаться вниз, что запускает процесс сжатия газа. При движении колеса мероприятия выполняются в обратном порядке.
Положительными чертами считаются:
Отрицательными моментами являются:
Таким образом, выбирать необходимо, учитывая множество аспектов. Но знание конструктивных особенностей помогает принять обоснованное и эффективное решение.
Согласно результатам множественных тестов и опыта работы автоэкспертов, за 1 км пробега устройство совершает примерно 1000 циклов сжатия и отбой. Такое интенсивное функционирование способствует потери первоначальных характеристик масла, истираются клапаны и страдают все составляющие. Также при эксплуатации необходимо учитывать, что в процессе эксплуатации внутри корпуса могут скапливаться абразивные продукты, на шток часто попадают загрязнения. Такая смесь только способствует ускорению процесса износа. Помимо естественного процесса, на сокращение общего срока службы влияют определенные ситуации:
Вышеперечисленные ситуации приводят к распространенным неисправностям:
В подобных моментах требуется приобрести новые изделия. Часто они не подлежат восстановлению. Но важно при обнаружении нехарактерных моментов проверить работоспособность.
Внимательное отношение к эксплуатации автотранспортного средства позволяет избежать множества дорогостоящих процедур. Поэтому при обнаружении неприятных ситуаций рекомендуется либо посетить специализированный сервис или самостоятельно провести проверку. Ключевыми признаками некорректной работы устройства при визуальном осмотре считаются:
Также определить неисправность по поведению средства передвижения:
При появлении вышеперечисленных ситуаций рекомендуется самостоятельно проверить состояние амортизирующих устройств. Своевременное реагирование поможет избежать дорогостоящего ремонта крупных узлов.
Средний период эксплуатации амортизаторов составляет от 50 до 100 тысяч километров. При этом итоговые параметры зависят от следующих моментов:
Часто бывает недостаточно заменить только амортизирующие детали. Также автоэксперты рекомендуют провести смену пыльников и отбойников. Первые обеспечивают сокращение последствий ударов, в последние необходимы для закрытия части штока от воздействия влаги и различных загрязнений. Некоторые автомобилисты в целях экономии решают просто промыть перечисленные составляющие. Но этого делать не стоит. Детали уже не способны выполнять заявленные функции на 100%, поэтому будут сокращать ресурс новых устройств, что является не очень приятной перспективой.
Также при намерении сменить составляющие подвески рекомендуется обратить внимание на состояние опор. Данные элементы помогают надежно зафиксировать устройства на кузовной части. При этом комплектующие спереди и сзади имеют важные отличия. Задние разработаны из металла и использования упругого материала – полиуретана, резины или эластана. Передние имеют такую конструкцию с подшипниками, чтобы стойка имела возможность поворачиваться. Их период эксплуатации обычно не взаимосвязан с непосредственно амортизирующими деталями. Но при этом поломки в опорах и их составляющих может быть причиной неприятных, нехарактерных звуков при повороте руля или выполнении движения на неровном дорожном полотне.
Некоторые автомобилисты считают, что наличие небольших признаков неисправности не является веским основанием для проведения процедуры. Но это большое и серьезное заблуждение. Далее предлагаем ознакомиться с последствиями такого решения:
Опасным моментом считается существенное увеличение тормозного пути – после нажатия педали проезд с каждым днем будет увеличиваться. Такая ситуация может быть критичной, если требуется внезапно затормозить или просто замедлить ход. Согласитесь, что повышение вероятности ДТП не стоит сэкономленного времени и денег.
При выборе можно учитывать разновидность устройства:
К подбору новых комплектующих рекомендуется относиться ответственно и внимательно. Можно учитывать следующие моменты:
Важно! Строго запрещается пытаться сэкономить и выбирать дешевые аналоги. Напоминаем, что при эксплуатации таких составляющих повышается риск внезапной потери контроля над транспортным средством. В лучшем случае выйдет из строя подвеска и другие крупные узлы, худшим развитием событий является дорожно-транспортное происшествие, которое опасно для здоровья, жизни пассажиров и водителей.
Итак, всего в автомобиле располагается 2 пары амортизаторов на ходовой оси и на задней. Фиксация устройства к кузовной части выполняется с помощью штока, а к подвеске она крепится цилиндром. Для выполнения этих действия на концах предусмотрен специальный крепеж – опоры. Пыльники или защитные кожухи необходимы для обеспечения защиты внутренней полости цилиндра, штока. Также верхняя часть предусматривает специальную манжету с направляющей втулкой. Такая комбинация необходима для защиты расплескивания жидкости наружу. В этом пункте мы перечислили особенности фиксации самого гидравлического устройства. Точный способ крепления может различаться, учитывая особенности подвески автотранспортного средства и непосредственно амортизирующих комплектующих.
В целом, считается, что составляющие можно прокачать непосредственно в процессе эксплуатации. Но рекомендуется сделать это заранее перед монтажом. Подобное решение позволяет получить уверенность, что газ, который может попадать в рабочую камеру из резерва. Это происходит через донный клапан, когда он перемещается в нужное положение.
Для выполнения прокачки необходимо выполнить опускание штока, после чего наблюдается его выдвижение. Подобное мероприятие может выполнить раз 5, при этом с каждым действие он будет осуществлять более упругое, но и быстрое движение. Кроме того, такая несложная процедура поможет избежать установки неработающего устройства.
Распространенной ошибкой при проведении работ собственными силами является пропуск аспектов техники безопасности. Но опытные автомобилисты и механики знают, насколько важно заранее изучить простые правила, которые помогают избежать неприятных последствий для своего здоровья и состояния машины. К этим аспектам относятся:
Перед снятием комплектующих рекомендуется выполнить несколько несложных действий:
Соблюдая перечисленные, несложные действия, можно достаточно быстро справиться с проведением мероприятий без опасности для своего здоровья и повреждения средства передвижения.
Автоэксперты рекомендуют заранее подготовить следующий перечень инструментария:
Также можно сложить перечисленные инструменты в отдельный ящик, чтобы потом, когда снова потребуется замена, просто достать все необходимое для экономии времени.
Важно! Замена комплектующих всегда проводится парами на одной оси. В противном случае произойдет преждевременный износ новой детали. Изношенный элемент не способен на все 100% выполнять заявленные функции, поэтому нагрузка может неправильно распределяться, ухудшая уровень управляемости.
Особенности проведения действий меняются, в зависимости от месторасположения деталей. В статье мы предлагаем ознакомиться с алгоритмом мероприятий передних и задних амортизирующих комплектующих.
Итак, можно сделать следующему порядку действий:
В целом, при соблюдении установленного алгоритма выполнить смену составляющих будет несложно.
В этом случае алгоритм сходится с предыдущей разновидностью, но на задней оси обычно присутствует только амортизирующий элемент без партона и стойки. Поэтому для проведения мероприятия необходимо только отвинтить верхние и нижние крепления. Таким образом, весь процесс занимает гораздо меньше времени, нежели замена на передней оси.
При этом рекомендуется повышенное внимание уделить состоянию втулку. Обычно в процессе эксплуатации она сильно повреждается, что становится причиной люфта.
После проведения процедуры необходимо внимательно относиться к эксплуатации. Обратите внимание на следующие ситуации:
В подобных ситуациях советуем обратиться за помощью в специализированный сервисный центр. Мастера выполнят диагностику и найдут первопричину такого поведения. Также можно разобрать узел снова и самостоятельно проверить работоспособность. Но если вы впервые занимались сменой запчастей, то можно не заметить важные аспекты.
После установки купленных амортизирующих деталей хочется максимально увеличить их срок использования. При подобном желании рекомендуется соблюдать несколько несложных рекомендаций:
Таким образом, замена амортизаторов – это процесс, с которым можно справиться собственными силами. При этом важно заранее изучить последовательность деятельность, может быть проконсультироваться с другом, который уже имеет опыт проведения подобных мероприятий. Также мы напоминаем про важность правильного выбора запчастей. Не стоит пытаться сэкономить и приобретать низкокачественные составляющие. Подобное решение негативно сказывается не только на управляемости авто, но и напрямую влияет на безопасность пассажиров и других участников дорожного движения.